Публикации

Краеведческие чтения

 История десанта – история Великой войны

 

2 ноября в Печорском музее прошли краеведческие чтения на тему «История печорского десанта». Организатор мероприятия – сектор молодежной политики управления образования МР «Печора».

Краеведческим чтениям предшествовала работа «круглого стола». Она прошла на базе Печорского историко-краеведческого музея, сотрудники которого провели для участников семинар на тему «Как правильно подготовить выступление», дали методические указания по написанию исследовательской работы, назвали источники информации.

 

Подобные краеведческие чтения проходят в нашем городе ежегодно с 2010 года на базе различных культурных и образовательных учреждений и приурочены ко Дню памяти политических репрессий, который отмечается 30 октября. Юные исследователи уже ознакомились с историей Дома культуры железнодорожников, жизнью и деятельностью печорского краеведа, художника и поэта Бориса Степановича Хватова и т.д. В этом году, в преддверии 70-летия Великой Победы, работы ребят были посвящены печорскому десанту.

Это единственно известная нам страница истории, непосредственно связывающая Печорский район с событиями Великой Отечественной войны. Хочу сразу оговориться, что в данном случае речь не идет о тысячах наших земляков, воевавших на полях сражений и ковавших Победу в тылу. Бесспорно, судьба каждого человека — это тоже страничка Великой Отечественной войны.

Но вернемся к десанту. Краткая история событий тех лет сводилась к следующему. Строительство Северо-Печорской магистрали (Коноша-Котлас-Воркута) началось незадолго до Великой Отечественной войны. Уже в первые месяцы после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз встал вопрос о необходимости завершения строительства железной дороги, так как страна была отрезана от донбасских углей и бакинских нефтяных месторождений и остро нуждалась в воркутинском угле и ухтинской нефти. Строительство магистрали, на которой трудились тысячи заключенных, велось в буквальном смысле этого слова и днем, и ночью. И летом 1942 года дорога была сдана во временную эксплуатацию.

Гитлеровское командование осознавало важность железнодорожной магистрали. И в июне 1943 года близ фермы «Развилка» (подразделение сельхозлага «Кедровый Шор») был высажен десант с целью взорвать железнодорожный мост через реку Печору и поднять восстание среди заключенных. О далеко идущих планах фашистов увлекательно и подробно рассказали учащиеся Печорской средней школы № 49 Алексей Дуркин и Дарья Семенихина. А мы лишь напомним, что десант (за исключением Николаева) состоял из советских военнопленных, которые сразу же сдались местным властям.

Меняется время, меняется и оценка произошедшего. Если ранее (в советские времена) об этом событии говорили как об успешной ликвидации фашистского десанта, то спустя десятилетия — как о подвиге советских людей, сделавших все возможное, чтобы не допустить высадки врагов в тылу своей родины.

В наши дни известны судьбы лишь трех из оставшихся в живых (Николаев и Куликов были убиты сразу же в 1943 г.) участников десанта: Доронина, Годова и Одинцова. По сохранившимся данным, этим людям всю дальнейшую жизнь пришлось жить с клеймом предателей и доказывать свою невиновность. Судьбе уроженца Коми земли Александра Гаевича Доронина была посвящена исследовательская работа учащихся СОШ № 10 Екатерины Пестриковой и Екатерины Первак.

В 1992 году учитель Печорской средней школы № 83 Борис Степанович Хватов возглавил экспедицию, которая прошла по следам печорского десанта. Взрослые и дети день за днем восстанавливали события, происшедшие с 3 по 8 июня 1943 года. Этот факт и стал темой эмоционального выступления учащихся СОШ № 83 Влада Серпухова и Олеси Ходыревой.

 В общей сложности в краеведческих чтениях участие приняли представители средних школ № 9,10,49,83 и студентка Печорского промышленно-экономического техникума Ульвия Гараева.

Одни из работ ребят получились очень содержательными и вызвали неподдельный интерес слушателей, так как юные краеведы, постаравшись, помимо книги В.С. Пашининой «Печорский десант» (Сыктывкар, 2004 г.), использовали и иные информативные источники. Другие не совсем удались. И это понятно: ребята лишь постигают навыки исследовательской работы.

Но главное — каждый открыл для себя неизвестную страничку истории родного края. А именно из них, как известно, складывается большая история нашей огромной страны.

Елена Климова.

IMG_8769 IMG_8774 IMG_8770 IMG_8761