Далёкие сороковые…. Сборник документов и материалов по истории Кожвинского района Коми АССР. – Печора: Муниципальное учреждение «Печорский историко-краеведческий музей», 2011. — 148 с.: ил.
Составители:
О.А. Адрианова – старший научный сотрудник МБУ «Печорский историко-краеведческий музей»
О.Е. Капустина — старший научный сотрудник МБУ «Печорский историко-краеведческий музей»
Сборник «Далёкие сороковые» посвящён 70-летию Кожвинского района и 90-летию Республики Коми. Публикации источников по истории нашей республики осуществлялись неоднократно, однако история Кожвинского района в них представлена фрагментарно. Данное издание является попыткой показать более подробно жизнь этого северного района республики, охватывавшего территорию в 60,5 тысяч квадратных километров. 11 марта 1941 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Кожвинский район с центром в селе Усть-Кожва. В его состав вошли Кожвинский, Сидоровский, Адзьвинский, Петруньский, Абезьский, Соколовский, Конецборский и Войский сельсоветы, Воркутинский поссовет. Свободного населения по переписи 1939 года насчитывалось 9,8 тысяч человек. Основной рабочей силой на строительстве промышленных, транспортных и других объектов были заключённые и спецпереселенцы системы ГУЛАГа НКВД СССР.
В Кожвинском районе работала Усть-Войская (Печорская) фабрика — единственное в Советском Союзе предприятие по изготовлению точильных камней из естественных песчаников, шло строительство шахт Воркуты и Инты, Северо-Печорской железнодорожной магистрали, Кожвинского речного порта… Кожвинский промышленно-транспортный комплекс, состоящий из моста через реку Печору, железнодорожной станции, локомотивного депо, лесокомбината, снабженческих баз, пересыльного пункта, лазаретов и других промышленных и лагерных объектов, находящихся на территории будущего города Печора, имел решающее значение для введения в строй железной дороги Котлас – Воркута. Строительство Северо-Печорской магистрали вызвало увеличение грузоперевозок Печорским речным пароходством. Ещё в 1938 году под сооружение комплекса предприятий водного узла (речной порт, судоремонтный завод, судостроительная верфь и посёлок при них) в районе Усть-Кожвы была выбрана площадка с прилегающей к ней акваторией у Канина острова. В 1940 году был организован причал Канин Нос, а в марте 1942 года – Кожвинский (Печорский) речной порт.
В декабре 1940 года на станцию Кожва прибыл первый пассажирский поезд из Котласа, а в конце декабря 1941 года — первый эшелон с воркутинским углём и подарками для бойцов Красной Армии. С этого момента движение поездов по Северо-Печорской железнодорожной магистрали не останавливалось.
В середине 1941 года административный центр Кожвинского района переведён в посёлок Канин Нос. 18 января 1949 года рабочие посёлки Канин Нос и Печора были объединены и получили статус города. С этого дня центром Кожвинского района стал город Печора.
27 апреля 1959 года Кожвинский и Усть-Усинский районы Коми АССР объединились. Новый район стал называться Печорским.
Документы, представленные в сборнике, выявлены в фондах муниципального архива МР «Печора», муниципального учреждения «Печорский историко-краеведческий музей», архива ОАО «Судоходная компания Печорское речное пароходство». Также использованы, опубликованные документы из фондов Государственного Учреждения Республики Коми «Национальный архив Республики Коми».
Основная часть документов отражает период организационного становления Кожвинского района и охватывает 1941 – 1945 гг., документы второй половины 40-х годов представлены в меньшей степени. Сборник даёт представление о материально-техническом, финансовом и кадровом обеспечении предприятий и организаций района, условиях труда и быта вольнонаёмных первостроителей посёлка Канин Нос. Часть материалов посвящена детским учреждениям, организации помощи фронту и семьям фронтовиков, жизни населения, занятого сельским хозяйством.
Документы сгруппированы в хронологическом порядке, каждый имеет заголовок, где указаны дата, происхождение и содержание. В недатированных документах составители на основе источниковедческого анализа провели работу по датировке. Газетные материалы датированы временем опубликования. Документы, приведённые частично, озаглавлены предлогом «из» и отточиями в тексте.
Стиль и язык документов сохранены, за исключением явных опечаток, стилистических и грамматических ошибок. Пропущенные слова восстановлены по смыслу. Все документы сопровождаются сведениями о месте их хранения или публикации.
Помимо письменных источников в сборнике публикуются фотографии из фондов МУ «Печорский историко-краеведческий музей», хронология событий, перечень населённых пунктов МР «Печора» с датами их основания, карты Кожвинского и Печорского районов.
Составители сборника выражают глубокую признательность главному хранителю МУ «Печорский историко-краеведческий музей» З.А. Чиковой, сотруднику Муниципального архива МР «Печора» Л.О. Шаталовой, заведующей Муниципального архива МР «Печора» С.А. Тренинской, заведующей архивом ОАО «Судоходная компания Печорское речное пароходство» И.Л. Черепеня, председателю Печорского отделения общества «Мемориал» Т.Г. Афанасьевой, сотрудникам отдела учёта МУ «Печорский историко-краеведческий музей», старшему научному сотруднику МУ «Печорский историко-краеведческий музей» И.В. Ивановой, а также О.М. Халамовой за помощь и содействие в работе по выявлению документов, подбору материалов, составлению хронологии событий. Благодарим С.И. Гаевого за дизайн обложки сборника.